Опишите ваш проект
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время
Отправив запрос вы получаете:
  • Письмо или звонок от нашего менеджера
  • Оценку своего проекта
  • Личную встречу, при необходимости
  • Конфиденциальность гарантирована!
maxim_kaschjev
Ваш менеджер
Максим Кащеев
С удовольствием ответим на все ваши вопросы
Задать вопрос
Интервью

Заноза в пятницу. Интервью с Денисом Зильбером

Сегодня у «Занозы» невероятный гость — иллюстратор Денис Зильбер. Одного взгляда на его работы достаточно, чтобы зарядиться настолько мощной энергетикой, чтобы потом еще несколько месяцев живчиком бегать.

Досье: 

Живет и работает в Тель-Авиве, Израиль.

Занимается журнальной, книжной и рекламной иллюстрацией.

Больше работ Дениса на его сайте и в блоге

 

Привет, Денис! Спасибо, что выделил время, чтобы ответить на вопросы. Признавайся, когда ты был ребенком, то предпочитал рисовать по обоям, или все же, как порядочный мальчик, в альбоме?

Когда я был совсем-совсем маленьким, я как-то попытался разрисовать стену, но быстро получил нагоняй, и с тех пор рисовал только в альбомах, благо, этого добра у нас дома было более чем достаточно.

Каких персонажей ты любил рисовать в детстве? Как думаешь, почему?

Персонажей древнегреческих мифов. Я их очень любил, и знал наизусть все эти истории про богов и героев, все их запутанные родословные. Ахилл был моим кумиром лет с 8.

Открой секрет, как в твоей голове рождаются эти невероятные истории, которые ты потом переносишь на бумагу?

Думаю, это во многом вопрос техники. Напридумывать можно сходу кучу сюжетов, это несложно, но хитрость состоит в том, чтобы выбрать из них самый удачный, небанальный, выразительный, ясный и т.д. И вот тут нужна некая техника, некое четкое понимание критериев отбора и видение задачи конкретной иллюстрации. После такой вот фильтрации, самый яркий и интересный сюжет остается уже сам собой.

Опиши пятью словами манеру и характер твоих иллюстраций.

Свет, характер, история, выразительность, лаконичность. Эти пять компонентов для меня очень важны, и на них я всегда делаю основной упор.

Можешь это отрицать, но «свой стиль» у тебя определенно есть. Расскажи, как ты пришел именно к этой стилистике, по которой даже не подписанные тобой иллюстрации выдают твое авторство?

Стилистика художника — это его личность. Она складывается из того, что он рисует, как он это делает, в какой технике. Даже то, что он читает, какие фильмы смотрит и о чем думает — все накладывает отпечаток на стиль автора. Кстати, то, что автор избегает рисовать, тоже определяет его развитие. Так что мой стиль, какой бы он не был, сложился в следствии того что я рисую то, что мне нравится и так, как мне это нравится. Я стараюсь рисовать яркие, красочные картинки, рассказывать ими истории. Это то, что мне кажется наиболее важным в искусстве: умение рассказать яркую историю.

Можешь вспомнить как и за что ты получил свой первый гонорар?

Первая моя работа была продана когда мне было 9 лет, на аукционе в ООН, в Нью-Йорке, но гонорар я тогда не получил, так как деньги ушли на благотворительность. А первый гонорар в качестве иллюстратора-фрилансера я получил, насколько я помню, от газеты Ре:акция за иллюстрацию для одной из их статей.

Как ты «раскрутился» и стал известным иллюстратором?

Мне часто задают этот вопрос, но все дело в том, что я никогда не раскручивался специально. Да и известным меня особо не назовешь. Я никогда не занимался саморекламой, и сейчас не занимаюсь. Я просто всегда рисовал то, что мне нравилось и старался улучшать свое портфолио с каждой новой работой. В какой-то момент мои иллюстрации начали замечать люди, ко мне стали обращаться заказчики, но произошло это само собой, без моей помощи. Я не бегал за заказчиками, не предлагал никому свои услуги — просто работал. У меня нет и не было никогда запасного плана. Единственное, что я всегда хотел делать в жизни — это рисовать. В этом смысле я действовал как та лягушка, которая в конце концов сбила молоко в масло, отчаянно барахтаясь. Надо просто очень много барахтаться, шевелить лапками, и когда это принесет свои плоды, вас заметят.

Чем отличается процесс работы над иллюстрацией для журнала или книги от рекламной иллюстрации?

Прежде всего контролем со стороны заказчика, ну или, если хотите, статусом иллюстратора в проекте. В рекламе иллюстратор всегда работает в сотрудничестве с арт-директором. Сама идея рекламной иллюстрации рождается в недрах агентства и проходит огромное количество всяких внутренних инстанций. Иллюстратор в данном случае лишь исполнитель. Зачастую арт-директор даже присылает уже готовый эскиз, чтобы иллюстратор более четко понял задачу. Свободы в такой работе для иллюстратора очень и очень мало. Тут остается надеяться лишь на то, что такое сотрудничество окажется плодотворным, и идея арт-директора окажется интересной. Хотя, работа в рекламе хорошо оплачивается, поэтому такая работа вполне может выглядеть привлекательно.

В журнальной же иллюстрации контроль со стороны редакции значительно меньше. Очень много отдается на откуп иллюстратору, статус иллюстратора значительно выше. Эскизы иллюстратору присылаются крайне редко, как правило, они заменяются коротким сопроводительным текстом, объясняющим что и как должно быть изображено. То есть, редакция берет на себя только создание сюжета, а все остальное оставляет иллюстратору. В журнальной иллюстрации могут быть исключительно сложные тексты, с которыми очень непросто, но и оттого безумно интересно работать. Для иллюстратора не может быть более сложной работы, как мне кажется. Причем не технически, а именно концептуально.

В книжной же иллюстрации издательства предоставляют своему автору очень большую свободу, почти что полную. Иллюстратор является для издательства таким же автором как и писатель, который написал изначальный текст. Издательство корректирует какие-то моменты, но и сюжет, и композиция, и стиль находятся в ведении иллюстратора. Книжная иллюстрация — практически полностью авторский проект, произведение искусства. Она занимает кучу времени, но и результат получается более интересным, личным, если хотите. В этом смысле, как мне кажется, книжная иллюстрация это одна из самых привлекательных областей иллюстрации. Сидишь себе, рисуешь на протяжении нескольких месяцев, создаешь свой собственный мир, сам, без какого-либо контроля со стороны.

Можешь показать коммерческие работы, которые тебе нравятся больше всех?

Я люблю открытки, которые я когда-то рисовал для издательства Контакт-Культура. Например эту. А из последних мне нравится серия иллюстраций для одной брокерской фирмы из Цюриха «Бык против Медведя» и плакат (тоже часть серии) для испанского рекламного агентства Darwin&Co.

А работа над какими иллюстрациями давалась труднее всего?

Над книгой, над которой я работаю сейчас. Несговорчивое издательство, необдуманно подписанный договор, жесткие сроки, неудобный формат — прекрасный рецепт для нескольких месяцев мучений.

Что тебя вдохновляет? А что, напротив, вызывает чувство апатии?

Меня вдохновляет моя работа, особенно та, где заказчик полностью мне доверяет и дает мне делать то, что я считаю нужным, не вмешиваясь в процесс. Тогда я полностью ухожу в работу, ныряю в нее с головой, и могу сидеть над одной иллюстрацией по 15 часов в день, не вставая.

В то же время обратная ситуация, когда заказчик контролирует каждый мой шаг и вмешивается в мою работу, пытаясь давать советы, вызывает у меня резкую реакцию отторжения. Обычно я с такими заказчиками очень быстро расстаюсь, но если по каким-то причинам я увяз в неком подобном проекте и уже не могу прервать работу, а единственным выходом является только доведение ее до конца — вот тут начинается настоящая апатия. Заставить себя работать в таком случае очень и очень трудно.

Как выйти из творческого ступора?

Творческий ступор или творческий застой, как мне кажется, это несколько надуманное понятие. Художник отличается от других людей именно тем, что он способен генерировать идеи там, где другие этого делать не могут. Так что, если ты художник, у тебя всегда есть что рисовать. Другое дело, что развитие художника может протекать с определенными спадами и подъемами, когда сегодня хочется рисовать меньше, чем вчера. Творческие натуры совершенно естественным образом подвержены переменам настроения, и временные спады творческой активности вполне нормальны. Однако если такой спад в желании рисовать длится слишком долго, то, возможно, автору слегка надоела его нынешняя стилистика (тематика, техника), и ему стоит попробовать рисовать что-то новое и по-новому. Новые ощущения и новая работа позволит поддерживать интерес на должном уровне еще какое-то время. Если и это не помогает, то можно посвятить часть времени поискам интересных авторов, новых источников для вдохновения. Так сказать, подготовить почву для будущего творческого подъема. Ну а если и после этого художник не может найти в себе силы рисовать, тогда я бы посоветовал такому художнику выбросить планшет и стилус, и пойти работать таксистом.

Можешь дать несколько советов начинающим иллюстраторам?

Могу. Они будут очень простыми.

а) Изучать пластическую анатомию и историю искусств. Огромное количество молодых иллюстраторов изначально ограничены технически и стилистически именно потому, что не знают самых базовых вещей.

б) Пробовать постоянно новые стили, подходы, техники, направления.

в) Уметь смотреть на свою работу со стороны, и самому себе быть самым строгим критиком. К заказчику работа должна попадать уже в идеальном состоянии.

г) Учить английский. 99.99% всего самого интересного и важного в мире иллюстрации происходит за пределами РФ.

д) Ну и, конечно, постоянно рисовать. С натуры или из головы — не важно. Надо постоянно набивать руку, тренировать глаз и мозг.

Пабло Пикассо когда-то сказал: «Хорошие художники копируют, великие — воруют». Ты согласен с этим? Где эта грань между копированием и воровством?

Пикассо был великим человеком, я его очень люблю и уважаю. Он гениальный рисовальщик, но тут он либо слукавил, либо имел ввиду что-то другое.

Да, художник всегда рисует на основе виденного ранее, то есть он всегда отталкивается от работ других художников, прошлых или своих современников, но, мне кажется, нет большего позора для автора, чем прослыть плагиатором или подражателем. Лично я боюсь этого как огня. У меня есть пара работ, о которых, когда я их показал людям, мне было сказано, что они похожи на чьи-то чужие. И хотя я сознательно никак не пытался копировать или подражать этим авторам, мне было жутко стыдно уже за сам факт этого сравнения. Копировать можно технические приемы, небольшие элементы, тематику, но делать это надо всегда так, чтобы большая часть была своей, оригинальной. Ровно настолько, чтобы никому и в голову не могло прийти обвинить вас в заимствовании или, хуже того, в воровстве.

Есть ли у тебя муза?

Я не думаю, что художнику нужна муза для работы. Ему нужно место и свободное время. Аппетит к работе должен приходить во время самой работы.

Тебе нравится жить в Израиле? Не хочешь переехать, к примеру, в Лондон или в Париж? Почему?

Да, конечно, нравится. Израиль спокойная страна с теплым климатом, дружелюбным населением и высоким уровнем жизни. Я тут живу уже более 20 лет, я тут вырос, тут живут мои друзья и родители. Поскольку работаю я фрилансером, клиенты у меня по всему миру, так что мое географическое положение абсолютно не имеет значения. Дайте мне подключение к интернету и компьютер, и я смогу жить хоть на Килиманджаро. Другое дело — наличие культурной среды и активность культурной жизни в том городе, где ты живешь. В этом смысле идеальным городом для проживания и работы художника мне представляется Нью-Йорк. Я бы пожил там пару лет, поработал бы.

Что тебе больше нравится: мультфильмы или кино?

Это как спросить, кто сильнее: слон или кит? Я, наверное, равнозначно люблю и хорошее кино, и хорошую анимацию. Однако анимация как-то традиционно рассчитана на детскую аудиторию, и поэтому шаблонные сюжеты, подстроенные под детское восприятие, в анимации встречаются чаще, чем в кино. Иными словами, в кино больше шансов наткнуться на интересную историю, ведь анимация бывает сильно упрощена и уплощена.

Можешь выделить мультфильмы (или мультипликационные студии), стилистика и техника которых больше всего тебе по душе?

Я очень люблю короткометражки французской школы Gobelins, и вообще французских аниматоров. Они и стилистически, и с точки зрения анимации и кинематографии, безупречны. «Трио из Бельвилля» и «Иллюзионист» — нектар и амброзия для глаз.

Из американских очень понравился относительно новый фильм Rango. Там есть такие кадры, что хоть распечатывай и на стенку вешай — настолько красивые. Бывает, что у одной и той же студии фильмы очень сильно разнятся по качеству. Например, у Пиксара «Суперсемейка» и «Рататуй» — шикарны, а «Тачки» — абсолютно проходной фильм, что первые, что вторые. У Дримворкс, благодаря Николя Марле, их главному дизайнеру, «Кунг-фу панда» и «Как приручить дракона» выглядят великолепно, а «Шрек», во всех его ипостасях, стилистически малоинтересен, мягко говоря. То есть, мне нравится смелый дизайн, гротеск, яркие характеры. Это большая редкость в современной анимации. А еще я обожаю короткометражки Михаела Дудока: «Отец и дочь», «Монах и рыба». Дудок бесподобен.

Чей Винни Пух круче: «наш», советский, или диснеевский? По каким критериям ты оцениваешь?

Думаю, их некорректно сравнивать. Они в разных лигах, и с точки зрения формата, и стилистически. Вообще, советскую анимацию сравнивать с Диснеем нельзя. Дисней создавал современную анимацию, стоял у ее истоков, он построил целую огромную индустрию с армией профессионалов высочайшего класса, четкой системой преподавания, традициями, жесточайшими критериями отбора, в то время как советским аниматорам, в отрыве от всего мира, приходилось раз за разом изобретать велосипед и собирать его в гараже из найденных на свалке запчастей. Советская анимация держалась на плаву за счет талантов-одиночек вроде Ю.Норштейна, А.Татарского, Д.Черкассского, в то время как в Диснее успех фильма просчитывался до миллиметра на каждом этапе его создания, и на каждом этапе, даже на самом незначительном, этот успех обеспечивался высочайшим профессионализмом отвечающих за этот этап людей. У Диснея просто другие критерии качества.

В большинстве случаев советская анимация была малоинтересной, а часто и откровенно плохой. Я не так давно решил пересмотреть горячо любимый мной в детстве фильм «Приключения капитана Врунгеля» и, просмотрев несколько серий, бросил, ибо больше не мог смотреть на откровенную халтуру. То есть, вот одна сцена с главными героями выглядит вот так, а через секунду уже другая сцена с теми же героями выглядит иначе, хуже в разы. Герои нарисованы в другой технике, причем нарисованы плохо, анимированы коряво. А потом сцена сменяется, и все опять нормально. И так постоянно. Как будто взяли два разных фильма, разного уровня, снятого разными людьми и сшили абы как. Видно невооруженным взглядом: вот тут работал профессионал, а вот тут, в лучшем случае, подмастерье. Таких примеров можно привести полным-полно. Думаю, именно поэтому советская анимация так и не смогла по-настоящему перерасти короткометражный формат. Полный метр требует гораздо большего количества специалистов, более высокого профессионализма на всех этапах производства, в каждой мелкой детали, чем фильм на 15 минут. Полнометражная анимация в СССР была, но ее было очень мало, в основном в 50-х годах и в технике ротоскопии, то есть обрисованного игрового кино. А тот же диснеевский Винни Пух — он полнометражный, в отличие от советского. Это иной формат, иной подход к сценарию, к сюжету, к стилю всего фильма. Так что, боюсь, сравнивать двух Винни Пухов не совсем верно. Я очень люблю Винни Пуха с голосом Леонова, он напоминает мне о детстве, когда трава была зеленее, а деревья выше, но диснеевский Винни — из другой лиги.

Назови сайты, которые посещаешь ежедневно.

Facebook, 3dnews.ru, Newsru.co.il и блоги интересных художников.

Как думаешь, мы одни во Вселенной, или жизнь есть и на других, очень далеких от нас планетах?

В одной только нашей галактике более 200 миллиардов звезд. Вокруг чуть более одного процента из них вращаются планеты, подходящие для жизни с точки зрения климата и наличия воды. Иными словами, в нашей галактике, то есть в нашем ближайшем окружении, более двух миллиардов подходящих для жизни планет. Это огромная цифра, если вдуматься. Шанс на то, что на некоторых из них существует жизнь достаточно велик. К тому же, не так давно на одном из прилетевших из глубин космоса метеоритов ученые обнаружили окаменелости, которые с большой долей вероятности можно назвать окаменевшими бактериями. Инопланетными бактериями. Эта новость как-то прошла незамеченной, а зря. Думаю, жизнь на других планетах есть. Другой вопрос: разумна ли она? Возможно, что и нет, и мы пока что первые и единственные носители разума во Вселенной.

Где ты видишь себя через 5 лет?

Скорее всего там же, где и сейчас, но с более профессиональным и качественным портфолио. Надеюсь что в области книжной иллюстрации, детской или же picture books.

Поделись своей эмоцией после прочтения статьи
Давайте обсудим Ваш проект
Мы с радостью сделаем бесплатную оценку вашего проекта
Или просто загрузите файл с презентацией или описанием
Моисеев Артем
Business Development Manager
Моисеев Артем